О том, как повреждение груза фиксировать

На днях разговаривал с Заказчиком (клиентом). Ситуация у него требовала зафиксировать повреждение груза. По этой причине он звонил узнать как это делать и в каком порядке.

В ходе разговора я ему пообещал, что пришлю статью и образец акта о повреждении груза из этой статьи.

Какое же было мое удивление, когда я нашел статью о том как уходить от фиксации повреждения груза, но не нашел как это повреждение фиксировать!

Так что в этой статье я исправляю это прискорбное упущение.

Итак, как фиксировать повреждения груза?

Для этого нам понадобится АКТ (его я и прилагаю к этой статье, если система, в который Вы читаете эту статью, позволяет такое делать).

Дальше мне остается лишь процитировать положения Постановления Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» (п. 79 – п. 86), т.к. на сегодняшний момент ничего другого не изобретено.

Далее идет цитата из Постановления:

«79. Акт составляется в следующих случаях:

а) невывоз по вине перевозчика груза, предусмотренного договором перевозки груза;

б) непредоставление транспортного средства и контейнера под погрузку;

в) утрата или недостача груза, повреждения (порчи) груза;

г) непредъявление для перевозки груза, предусмотренного договором перевозки груза;

д) отказ от пользования транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования;

е) просрочка доставки груза;

ж) задержка (простой) транспортных средств, предоставленных под погрузку и выгрузку;

з) задержка (простой) контейнеров, принадлежащих перевозчику и предоставленных под погрузку.

80. Акт составляется заинтересованной стороной в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению актом. При невозможности составить акт в указанный срок он составляется в течение следующих суток. В случае уклонения перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей и фрахтователей от составления акта соответствующая сторона вправе составить акт без участия уклоняющейся стороны, предварительно уведомив ее в письменной форме о составлении акта, если иная форма уведомления не предусмотрена договором перевозки груза или договором фрахтования.

81. Отметки в транспортной накладной и заказе-наряде о составлении акта осуществляют должностные лица, уполномоченные на составление актов.

82. Акт содержит:

а) дату и место составления акта;

б) фамилии, имена, отчества и должности лиц, участвующих в составлении акта;

в) краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для составления акта;

г) в случае утраты или недостачи груза, повреждения (порчи) груза — их описание и фактический размер;

д) подписи участвующих в составлении акта сторон.

83. В случае, указанном в подпункте «г» пункта 82 настоящих Правил, к акту прилагаются результаты проведения экспертизы для определения размера фактических недостачи и повреждения (порчи) груза, при этом указанный акт должен быть составлен в присутствии водителя.

84. В случае отказа от подписи лица, участвующего в составлении акта, в акте указывается причина отказа.

85. Акт составляется в количестве экземпляров, соответствующем числу участвующих в его составлении лиц, но не менее чем в 2 экземплярах. Исправления в составленном акте не допускаются.

86. В транспортной накладной, заказе-наряде, путевом листе и сопроводительной ведомости должна быть сделана отметка о составлении акта, содержащая краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для ее проставления, и размер штрафа.

В отношении специализированных транспортных средств по перечню согласно приложению N 10 размер штрафа за задержку (простой) транспортного средства устанавливается в соответствии с частью 5 статьи 35 Федерального закона.».

Полагаю, что после прочтения все понятно?

То есть приехала машина на выгрузку, открываем кузов и БА! Там все в смятку! А водитель в этой время старается вдоль заборчика уйти (см. статью «Что делать если утрачен (испорчен) груз? Глазами перевозчика, виновного в повреждении груза»).

Ловим наглеца, достаем акт и начинаем писать )))

Ах, отказывается от подписания акта! Значит письменно уведомляем организацию-перевозчика о составлении акта (курьерской службой, Почтой России, телеграммой или email, если нужное условие у Вас есть в договоре), а в акте делаем отметку, что от подписи отказался.

Бывают, правда, случаи, когда составить день-в-день невозможно. Например, надо кого-то специально вызвать (специалиста какого-нибудь, которого сейчас нет, но он очень нужен), значит письменно всех предупреждаем и указываем время и пароли для явки для составления акта.

Имейте ввиду, что нарушение порядка составления акта чревато тем, что акт перестанет быть доказательством в суде. Хотя все зависит от сопутствующих событию актам и документам (в практике есть случаи, когда дефекты акта удается устранить другими доказательствами).

И да, в ТТН и сопроводительных документах обязательно сделать отметку, что груз поврежден. Сам собой, что составлять акт и вносить заметки в ТТН и сопроводительные документы должен тот, у кого есть доверенность или полномочие на подписание документов от грузополучателя, а не первый попавшийся работник склада.

Если у Вас будут вопросы, предложения, пожелания или Вам будет необходима наша юридическая помощь, вот наши контакты:

Тел. в Москве: 8 (495) 922-52-32, 8-985-922-52-32
Email в Москве: Moscow@Bogatov-group.ru

Тел. в Омске: 8 (3812) 33-98-83, 8-913-623-98-83
Email в Омске: Omsk@Bogatov-group.ru

    Укажите ваши контактные данные

    click fraud detection