О названии компании. Выбираем любое?
А в этой статье мы поговорим о названии компании.
Понятное дело, что индивидуальный предприниматель специального наименования не имеет. В гражданском обороте он так и именуется «Индивидуальный предприниматель Иванов Иван Иванович».
С организациями все гораздо интереснее.
Так в случае с обществом с ограниченной ответственностью (ООО) название может быть любое. Даже «Пятачок Фуд» (название реально существовавшей компании»). Название ООО может совпадать с другими организациями (то есть ООО «Пятачок Фуд» может быть хоть несколько тысяч).
В случае с акционерными обществами (АО) совпадения в принципе недопустимы. АО с совпадающим названием налоговая просто не зарегистрирует.
Существует ли компании с выбранными Вами названием или нет можно проверить просто набрав в Яндексе или Гугл название компании или через официальный портал налоговой egrul.nalog.ru. Правда, в случае с порталом налоговой надо будет просматривать названия по каждому региону. Также для поиска компании можно использовать специализированные системы вроде «СПАРК» .
Однако нам необходимо разобраться еще и с вопросом: «Что будет если вдруг совпадут наименование 2 компаний?».
Все будет зависеть от того одним видом деятельности они занимаются или нет.
Если виды деятельности полностью совпадут и по какой-то причине одна компания с другой вступает в конкуренцию, то никто не запрещает компании, которая зарегистрировалась раньше, обратиться к другой компании, с тем же именем и занимающейся тем же, с иском о смене наименования и возмещения ущерба, связанного с тем, что клиенты путают компании (если ущерб удастся доказать, конечно).
Риск, на самом деле больше теоретический, ведь есть уйма компаний с именем «Стандарт». И что же, они должны между собой все пересудиться? Врядли. Тем более и судья не дурак. Многие ООО «Стандарт» не позиционируются вообще никак и, соответственно, как доказать, что ущерб вообще был и клиенты путали компании?
Однако есть и вполне живой пример с вполне себе серьезным риском.
К нам обратился заказчик с довольно интересной бизнес-идеей: он планировал производить продукты питания, которые имели характерную форму конструктора из кубиков. Форма еды уж больно напоминала один вполне известный бренд (полагаю Вы и так догадались о чем речь, тем более, что от заказчика разрешение на эту статью было получено).
И все бы хорошо, но и название они захотели взять близкое к этому бренду.
Другими словами, пусть бы они просто делали эту еду и скорее всего никто к ним никогда бы претензий не имел. А вот с названием уже серьезнее, поскольку заказчик планирует делать франшизу, а значит ее обладатель бренда заметит точно.
С ними мы разобрали все нюансы такой «игры», предложили также несколько решений, предлагая сыграть с помощью самого названия или поиграть с сокращенным наименованием (как сделала, например, одна ювелирная сеть, маскирующаяся под известную сеть), а также некоторые другие пути. Однако заказчик решил не рисковать, поскольку под вопросом было развитие франшизы.
Все, что было сказано касалось фирменного наименования, однако стоит поговорить и о товарном знаке, ведь имя можно продвигать и через него. Например, какой-нибудь известный бренд может иметь одно фирменное использовать, а под видом товарного знака использовать другое. Приведу пример: Компания «Билайн» имеет название ОАО «Вымпелком.
Поэтому никто не мешает Вам использовать другое имя через регистрацию товарного знака.