Я – экспедитор! Или подмена понятий «экспедитор» и «агент». Риски.

С Вами транспортный юрист Сергей Богатов.

 

До начала статьи должен сказать, что долго откладывал выпуск этой статьи. Дело в том, что она довольно «острая». Нисколько не удивлюсь, если она вызовет шквал эмоций или наоборот «глухую тишину». Но о ее написании дано обещание одному из сообществ профессионалов. Обещания надо выполнять.

 

 

Сегодня поговорим о том, как «совсем недавно»… так примерно в «жутко «святые» 90-е» в перевозках «на коне» был не только и не столько тот, кто владел транспортом (фактический перевозчик), а тот, кто знал лично крупных  грузовладельцев и имел возможность быстро найти транспорт.

По своей сути, деятельность исключительно агентская, но на некотором этапе она стала позиционироваться как диспетчерская, а-то и экспедиторская. И во многом даже экспедиторская, поскольку в конструкции права понятия диспетчерских услуг не раскрывается.

Шло время… Рынок складывался и однажды он сложился в том варианте, как сейчас.

 

В результате понятие деятельности экспедитора фактически приравнялось к диспетчерской, а по сути, агентской деятельности.

В нынешних условиях большинство экспедиционных компаний работает по принципу «нашел заказчика, нашел перевозчика дешевле, чем предложил заказчику».

Схема, на самом деле, нормальная, если смотреть на перевозчиков, у которых нет своих диспетчеров / продажников, ведь каждый от этого выигрывает – перевозчик имеет возможность брать быстрее загрузки и не тратить время на поиск груза, а экспедитор (диспетчер) зарабатывает на дельте.

С «нормальностью» схемы не согласятся те, кто имеет свой штат диспетчеров и продажников.

Доводы в споре «экспедитор — перевозчик» и так всем известны.

 

 

Но, собственно, давайте вернемся к понятиям «экспедитора» и «диспетчера».

В этой статье намеренно не буду цитировать длинные нормы права. Задача донести основную мысль. Любое цитирование статей – это уже полупрофессиональная и профессиональная литература, которую читать надо иначе… да и читать нередко сложнее.

 

Схема работы диспетчера:

  • Нашел клиента;
  • Подписал с ним договор на экспедицию или договор на перевозку, или просто договор-заявку;
  • Нашел перевозчика (не вдаемся в момент, что вместо перевозчика может быть другой экспедитор);
  • Заключил с ним договор перевозки или договор-заявку;
  • На погрузке оформили транспортную накладную;
  • Поехали;
  • После выгрузки все обмениваются документами

Другими словами, диспетчер фактически выступает посредником или агентом по поиску перевозчика.

 

 

Схема работы экспедитора согласно закона:

  • Нашел клиента;
  • Подписал с ним договор экспедиции;
  • Нашел перевозчика;
  • Заключил с ним договор перевозки или договор-заявку;
  • На погрузке принял груз по экспедиторской расписке, выдал его клиенту;
  • Оформил транспортную накладную, где себя указал в качестве экспедитора;
  • Поехали;
  • После выгрузки все обмениваются документами.

 

Казалась бы разница всего в нескольких позициях и документах… Вот только все не так.

Во-первых, схема работы экспедитора подразумевает любого другого «экспедитора» (предполагается прямая работа с перевозчиком). Подразумевает, но запрета на привлечение другого экспедитора нет.

Во-вторых, экспедитор несет реальную ответственность за груз. Для этого как раз и выдается экспедиторская расписка (она подтверждает прием груза). При схеме работы диспетчера нередко можно доказать, что груз к перевозке он не принимал, поэтому и ответственность нести не может.

 

Для бизнеса, безусловно, схема диспетчера безопаснее. При этой схеме хотя бы есть шанс уйти от убытков, если что случится с грузом.

 

Но все течет и меняется.

Дело в том, что электронные транспортные накладные однозначно поменяют сложившейся рынок, потому что по ним контролирующим органам сразу можно будет просмотреть всю цепочку перевозки в 3 клика компьютерной мыши и… если где что не сходится, принять соответствующие меры.

На сегодняшний момент уже есть «первые ласточки» со стороны налоговых органов. Нет-нет, да НДС где-то да не зачтется…

 

В целом, если тенденция сохранится, то в ближайшие 5-10 лет мы увидим перестроение схемы работы экспедиторских компаний.

Но, как говорится, предупрежден — значит вооружен.

 

Богатого Вам дня!

 

    Укажите ваши контактные данные

    click fraud detection