Чем грозит компаниям оформление на водителя статуса индивидуального предпринимателя и гражданско-правового договора с последующей сдачей ему якобы в аренду транспорта (подмена трудового договора коммерческими отношениями)

С Вами транспортный юрист Сергей Богатов.

 

Уважаемые перевозчики, если кто при прочтении заголовка замер, прошу выдохнуть! )))

В большинстве случае это ничем страшным не закончится.

 

Проблема может быть в случае, если между работодателем и водителем возникнет конфликт. Обидится так водитель, да пойдет доказывать, что, например, зарплату не выплатили. А в ходе дела выяснится, что гражданско-правовой договор по всем признакам трудовой (подчиняется конкретному руководителю, соблюдает режим труда и отдыха компании, стабильно получает зарплату в примерно одни дни и т.п.). И вот уже суд признает этот договор не гражданско-правовым, а трудовым, применяет именно трудовое законодательство.

Ну да ладно, даже взыщут зарплату, которая нередко по документам 1 МРОТ или вообще не указана, а по официальным оплатам тоже какие-то копейки…

Но история здесь не заканчивается. Кто мешает водителю это решение суда отнести в налоговую? И вот работодатель уже получает доначисление налогов на неоплаченную зарплату.

Описанное в реальности происходит довольно редко, но водителя все равно обижать не надо, если не виноват.

 

Да, кстати, в случае, если гражданско-правовой договор превратится в трудовой, будет крайне затруднительно взыскать с водителя полную стоимость поврежденного груза, если она больше его среднем месячной зарплаты, а за повреждение транспортного средства водитель будет отвечать только, если им было совершено административное правонарушение, водителем было совершено преступление, был умысел, либо еще некоторые случаи согласно Трудового Кодекса.

Вот здесь есть риск.

 

Другая потенциальная проблема, которая, пожалуй, только может возникнуть с введением электронных транспортных накладных (далее ЭТН).

Дело-то в том, что если везет груз ИП, которому транспорт передан в аренду, то в ЭТН его надо вписывать перевозчиком. Не его работодателя, а именно ИП работника.

А кто тогда компания работодателя в ЭТН? Экспедитор? А если договор перевозки с заказчиком подписан? А если с заказчиком не прямой договор, а через посредника?

Проблема пока больше теоретическая. Если транзита НДС нет, то налоговая врядли посчитает такую ситуацию существенным нарушением – налоги-то все оплачены.

 

Как видите, каких-то существенных и необратимых проблем нет.

Да, конечно, лучше все изначально делать правильно. На самом деле должен констатировать, что в стране появляются много положительных изменений, которые делают работу «в белую» выгоднее, чем «в черную».

Но и схема по оформлению договора аренды родилась не от хорошей жизни. Причиной стали порой неподъемные и неразумные штрафы, которые выписываются на перевозчика.

 

Богатого Вам дня!

    Укажите ваши контактные данные

    click fraud detection