Я – экспедитор! Или подмена понятий «экспедитор» и «агент». Риски.
С Вами транспортный юрист Сергей Богатов.
До начала статьи должен сказать, что долго откладывал выпуск этой статьи. Дело в том, что она довольно «острая». Нисколько не удивлюсь, если она вызовет шквал эмоций или наоборот «глухую тишину». Но о ее написании дано обещание одному из сообществ профессионалов. Обещания надо выполнять.
Сегодня поговорим о том, как «совсем недавно»… так примерно в «жутко «святые» 90-е» в перевозках «на коне» был не только и не столько тот, кто владел транспортом (фактический перевозчик), а тот, кто знал лично крупных грузовладельцев и имел возможность быстро найти транспорт.
По своей сути, деятельность исключительно агентская, но на некотором этапе она стала позиционироваться как диспетчерская, а-то и экспедиторская. И во многом даже экспедиторская, поскольку в конструкции права понятия диспетчерских услуг не раскрывается.
Шло время… Рынок складывался и однажды он сложился в том варианте, как сейчас.
В результате понятие деятельности экспедитора фактически приравнялось к диспетчерской, а по сути, агентской деятельности.
В нынешних условиях большинство экспедиционных компаний работает по принципу «нашел заказчика, нашел перевозчика дешевле, чем предложил заказчику».
Схема, на самом деле, нормальная, если смотреть на перевозчиков, у которых нет своих диспетчеров / продажников, ведь каждый от этого выигрывает – перевозчик имеет возможность брать быстрее загрузки и не тратить время на поиск груза, а экспедитор (диспетчер) зарабатывает на дельте.
С «нормальностью» схемы не согласятся те, кто имеет свой штат диспетчеров и продажников.
Доводы в споре «экспедитор — перевозчик» и так всем известны.
Но, собственно, давайте вернемся к понятиям «экспедитора» и «диспетчера».
В этой статье намеренно не буду цитировать длинные нормы права. Задача донести основную мысль. Любое цитирование статей – это уже полупрофессиональная и профессиональная литература, которую читать надо иначе… да и читать нередко сложнее.
Схема работы диспетчера:
- Нашел клиента;
- Подписал с ним договор на экспедицию или договор на перевозку, или просто договор-заявку;
- Нашел перевозчика (не вдаемся в момент, что вместо перевозчика может быть другой экспедитор);
- Заключил с ним договор перевозки или договор-заявку;
- На погрузке оформили транспортную накладную;
- Поехали;
- После выгрузки все обмениваются документами
Другими словами, диспетчер фактически выступает посредником или агентом по поиску перевозчика.
Схема работы экспедитора согласно закона:
- Нашел клиента;
- Подписал с ним договор экспедиции;
- Нашел перевозчика;
- Заключил с ним договор перевозки или договор-заявку;
- На погрузке принял груз по экспедиторской расписке, выдал его клиенту;
- Оформил транспортную накладную, где себя указал в качестве экспедитора;
- Поехали;
- После выгрузки все обмениваются документами.
Казалась бы разница всего в нескольких позициях и документах… Вот только все не так.
Во-первых, схема работы экспедитора подразумевает любого другого «экспедитора» (предполагается прямая работа с перевозчиком). Подразумевает, но запрета на привлечение другого экспедитора нет.
Во-вторых, экспедитор несет реальную ответственность за груз. Для этого как раз и выдается экспедиторская расписка (она подтверждает прием груза). При схеме работы диспетчера нередко можно доказать, что груз к перевозке он не принимал, поэтому и ответственность нести не может.
Для бизнеса, безусловно, схема диспетчера безопаснее. При этой схеме хотя бы есть шанс уйти от убытков, если что случится с грузом.
Но все течет и меняется.
Дело в том, что электронные транспортные накладные однозначно поменяют сложившейся рынок, потому что по ним контролирующим органам сразу можно будет просмотреть всю цепочку перевозки в 3 клика компьютерной мыши и… если где что не сходится, принять соответствующие меры.
На сегодняшний момент уже есть «первые ласточки» со стороны налоговых органов. Нет-нет, да НДС где-то да не зачтется…
В целом, если тенденция сохранится, то в ближайшие 5-10 лет мы увидим перестроение схемы работы экспедиторских компаний.
Но, как говорится, предупрежден — значит вооружен.
Богатого Вам дня!