fbpx

А были ли убытки? Что если требуют оплату убытков в перевозках?

С Вами транспортный юрист Сергей Богатов.

Довольно скоро 1 сентября, поэтому вспомним правило: «Повторение – мать учения!».

И сегодня вспомним о том, что при опоздании на выгрузку грузополучатель вправе требовать штраф за опоздание.

Цитирую ч. 1 ст. 34 УАТ: «Перевозчик уплачивает грузополучателю штраф за просрочку доставки груза в размере девяти процентов провозной платы за каждые сутки просрочки, если иное не установлено договором перевозки груза. Общая сумма штрафа за просрочку доставки груза не может превышать размер его провозной платы. Просрочка доставки груза исчисляется с двадцати четырех часов суток, когда должен быть доставлен груз, если иное не установлено договором перевозки груза. Основанием для начисления штрафа за просрочку доставки груза служит отметка в транспортной накладной о времени прибытия транспортного средства в пункт выгрузки.».

Иногда размер штрафа меняется в договоре… но это уже детали.

Но к этому штрафу есть еще одно приятное / неприятное (смотря с какой стороны мы) дополнение: еще можно взыскивать убытки!

Что такое убытки?

Раз уж я сегодня подался в цитирование, вот Вам еще ч. 2 ст. 15 Гражданского Кодекса РФ, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Другими словами, если у грузополучателя горят сроки, а груз ему необходим… и сроки горят… и уже клиент грузополучателя штрафует его за нарушение сроков исполнения контракта… а грузополучатель ну никак не доделает контракт без этого груза… то грузополучатель может переложить эти штрафы на перевозчика.

В перевозках бывает часто так же, но чуть-чуть иначе: есть диспетчер (экспедитор, другой перевозчик). Так вот вначале его штрафует грузополучатель, а потом уже этот диспетчер (экспедитор, другой перевозчик) перекладывает возникшие убытки на конечного перевозчика… или на перевозчика, с которым он подписал контракт, а тот на следующего… и так по цепочке, пока не выйдут на того, кто груз по факту перевозил.

Вы спросите: «А как же так? Убытки же должны сразу брать с конечного перевозчика, причем здесь диспетчер (экспедитор, другой перевозчик)?». И будете правы. Вот только нюанс в том, что для заказчика перевозки, грузоотправителя, грузополучателя не всегда, но крайне часто, перевозчик = именно этот диспетчер (экспедитор, другой перевозчик). Просто так подписаны документы!

Но я не об этом пишу статью: главная мысль, которую хочу донести до конечного перевозчика в том, что если Вам просто без подтверждения предъявляют убытки за что-то, то требуйте подтверждения, что они были произведены: что диспетчер (экспедитор, другой перевозчик) их заплатил, что они изначально были у грузополучателя и т.д., потому что иногда грузополучатели требуют убытки, которых у них и не было.

Богатого Вам дня!

Понравилась статья? Сохрани в своей соцсети!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять