Можно ли не отдавать груз, если не платит заказчик?

Транскрипция видео:
Здравствуйте! Меня зовут Сергей Богатов. Компания «Богатов Групп».
Сегодня мы разберём право на удержание в грузоперевозках.
Право на удержание у нас возникает в случаях, когда есть неоплата, есть уже на сегодняшний момент обязательства по оплате, но по каким-то причинам грузоотправитель не оплачивает перевозку.
Здесь ситуации бывают разные. Это может быть обязательство грузоотправителя оплачивать перевозку в форме предоплаты, но почему-то оно не выполнено. А может уже иметься какая-то задолженность в ходе перевозки, она не погашена и постепенно набегает. Например, совершили ряд перевозок, оплаты нет, но вы продолжаете возить.
Рассмотрим эту тему на реальном примере из жизни одного из моих заказчиков. В ситуации был грузоотправитель, перевозчик и грузополучатель, посредника здесь не было.
Ситуация следующая: договор между перевозчиком и грузоотправителем предусматривал предоплату, задолженности между ними изначально никакой не было. Кроме того, это была спец перевозка, потому что негабарит.
Перевозчик выходит на дорогу, проезжает большую часть пути и обнаруживает, что нет оплаты уже нескольких дней, до конечного пункта остается все меньше, а грузоотправитель лишь «кормит завтраками». Перевозчик понимает, что сейчас он сдаст этот груз, а потом застрянет в долгих судебных разбирательствах.
К счастью, договор перевозчика и грузоотправителя не запрещал право на удержание. Здесь важный момент, если вы планируете воспользоваться данным правом, просматривайте ваш договор, в нём не должно быть запрета. Либо прямо сказано, что с правом на удержание товара, либо отсутствие запрета, потому что отсутствие запрета, согласно Уставу автомобильного транспорта, ГК и другим нормативным актам, трактуется в виде разрешения на удержание.
Далее груз дошел до одного из сибирских городов и остановился. Естественно, в этой ситуации грузоперевозчик уведомил грузоотправителя о том, что необходимо оплата, и он воспользовался правом на удержание.
Конечно, необходимо уведомить и не только телефоном. Вспоминаем, что сообщить можно через телефон, e-mail и почтовую корреспонденцию. Не забывайте, что телефон к делу не пришьешь, и, если у вас вдруг возникнут судебные разбирательства, то с доказательством будут сложности. С e-mail всё хорошо, он сегодня является подтверждением и доказательством каких-либо отношений, суды его принимают, но сам e-mail должен подтверждать, что его отправка была совершена уполномоченным лицом. Можно пользоваться e-mail, указанным на портале АТИ, а также, если он имеет какое-то доменное имя, по которому можно идентифицировать грузоотправителя, например, грузоотправитель@.com , либо где-то указан в договоре. Таким образом, сегодня почту лучше прописать в договоре. И, наконец, можно воспользоваться почтовой корреспонденцией, к которым можно отнести отправку через Почту России, телеграмма или что-то в этом духе.
Вернемся к нашей истории. Грузоотправитель уведомил и написал, что в связи с неуплатой воспользовался правом удержание, остановил перевозку и сдал товар на склад. И предупредил, что у должника начнутся начисления. Через день, два или три деньги были заплачены.
Дальше ситуация разворачивалась ещё интересней. На самом деле, вопрос о праве на удержание мы здесь закончили. Но необходимо, пожалуй, добавить одно. Бывают ситуации, когда оплаты нет, не будет и вообще никогда не будет или, когда совершенно достаточно перевозок, а задолженность очень большая, то этот товар можно продать. Но это делается в судебном порядке. Надо обращаться в суд, продавать товар, а дальше уже получать свои деньги.
Знаю реальные примеры, когда товар продавали и без судов. Здесь, конечно, будет риск того, что к вам обратятся с иском, что право на это вы не имели. Но, скажем так, последствия и вынесенное решение зависит от большого числа факторов. В каких-то ситуациях, особенно, если вы продали грузополучателю этот товар, суд становится на сторону грузоперевозчика, и все заканчивается хорошо.
Тем не менее, вернемся к нашей истории и всё-таки разберем ее до конца. Далее грузоотправитель решил забрать товар в месте нахождения груза, не довозя его до конечной точки. И здесь довольно интересный момент, грузоотправитель решил, видимо, сыграть с перевозчиком на то, чтобы груз сначала забрать, а потом предъявить якобы утрату груза. Здесь шла игра с помощью доверенности на получение этого груза. Схема грузоотправителя заключалась в том что, он сейчас подделает доверенность, сделает какую-нибудь копию без подлинника, приедет за грузом, а потом скажет, что подтверждения нет и доверенность подделана. После предъявит требования на груз, а тот стоил 7.000.000 рублей. И грузоперевозчик попадёт на большие деньги, в отместку за то, что в свое время он истребовал то, что ему и так причитается.
Но здесь перевозку сопровождали мы, поэтому все легко разрешилось. Мы добились доверенности, убедились в ее подлинности и сдали груз, а уполномоченное лицо расписалось. На этом перевозка закончилась. Таким образом, данная ситуация позволила получить деньги и безопасно сдать груз.
Если у вас возникли вопросы, обращайтесь по контактам, указанным под видео.
Ставьте лайки и подписывайтесь.
До встречи!

    Укажите ваши контактные данные

    click fraud detection